"Бессмертные" гусары в начале ХХ века. Часть 1-я.
30 июля 1907 года, незадолго до реформы, "15-й драгунский Александрийский полк (ныне гусарский) был осчастливлен зачислением в его ряды Корнетом Наследника Цесаревича" (Топорков С. А. "30 июля." Часовой, № 15-16, Париж, 1929, стр. 18). Уже 12 августа депутация от Полка была в Александрии, чтобы "поднести Августейшему Однополчанину шашку форменнаго образца с вензелем Шефа и надписью на клинке и мундир полка" (Топорков С. А. "30 июля." Часовой, № 15-16, Париж, 1929, стр. 18). Этот драгунский мундир был возвращён в Полк в 1914 году (письмо Командующего Императорской Главной Квартирой от 7 июля 1914 года, № 2672. РГВИА, ф. 3597, оп. 1, д. 33, л. 3). Цесаревич, видимо, получил позже гусарский мундир. В 1912 году художницей Марали Бек-Мармарчевой "был написан портрет Наследника Цесаревича в Александрийской гусарской форме и преподнесен ею Шефу. Этот портрет находился в малой гостиной Шефа полка Государыни Императрицы Александры Феодоровны во дворе в Царском Селе. Копия этого портрета находится в музее Александрийских гусар в г. Ментоне" (Топорков С. А. "30 июля." Часовой, № 15-16, Париж, 1929, стр. 18). Брат, племянник и ещё один родственник Марали Бек-Мармарчевой служили в Полку. Полковник Я. Г. Бек-Мармарчев и М. Г. Бек-Мармарчева. Приказом по Военному ведомству (далее - ПВВ) № 614, 6 декабря 1907 года, было объявлено, что "форма обмундирования, ныне установленная для полков армейской кавалерии, будет подлежать изменению соответственно новым наименованиям полков. Описание новой формы обмундирования будет объявлено дополнительно по утверждении для него образцов." Это описание появилось в ПВВ № 155, 2 апреля 1908 года. Почти сразу оно претерпело серьёзные изменения, описанные в ПВВ № 230, 18 мая 1908 года. Будущий основатель Полкового музея, полковник Сергей Александрович Топорков, писал:"Еще в те времена, когда все полки русской армейской конницы были драгунские, цвет мундира Александрийцев был черный. С возвращением старой гусарской формы, первое недолгое время на черных доломанах Александрийцев воротники, обшлага на рукавах были красные, также и чакчиры были краповые – все это вскоре было отменено и воротники, обшлага и чакчиры были заменены черными" (Топорков С. А. Чёрные "Безсмертные" гусары. Военная быль. № 45, 1960, стр. 15-16). Полковник С. А.Топорков.Из архива М. де Винча. Топорков подробно рассказал о реакции гусар на это событие:"Возвращение старой формы было принято полком с великой, неописуемой радостью. Взаимно все гусарские полки обменялись приветственными телеграммами. В полку это событие было достойным образом отпраздновано. Праздновали три дня. Командиром полка флигель-адъютантом полковником графом Андреем Петровичем Шуваловым была отправлена Шефу полка и Государю Императору телеграмма с выражением радости по случаю возвращения гусарства. Через несколько часов после первой телеграммы была послана вторая, что Александрийцы продолжают пить за Его Величества. Много лет спустя, Государь на одном из дежурств графа Шувалова напомнил последнему об этой второй телеграмме и спросил:"Вероятно, сильно загуляли, что прислали мне вторую телеграмму?" Спешно менялась старая драгунская форма на новую гусарскую. Для шитья обмундирования офицерам из Петербурга в Калиш был приглашен портной Брунст, который скоро приехал, снял мерки с офицеров и уехал обратно. Все были одеты очень скоро. Донашивать офицерам старую форму не рекомендовалось. После отмены краповых чакчир и красных воротников и обшлагов, чакчиры спешно перекрашивались и остальное переделывалось местным портным Хаимом Тандовским, впоследствии сделавшимся полковым портным. Нижним чинам драгунскую форму пришлось донашивать, но многие, в особенности унтер-офицеры, трубачи и денщики, переодевались за свой счёт. Корнет В. М. Пулевич в драгунской форме, 1898. Штабс-ротмистр князь К. Н. Авалов в новой форме. Из архива семьи Аваловых. Офицерская гусарская обмундировка Александрийского полка стоила сравнительно недорого: доломан - 120 рублей, чакчиры - 35 рублей, парадная шапка - 60 рублей, кушак - 25 рублей. Все это стоило приблизительно то же самое, что и драгунская старая форма, так как весьма часто в последней приходилось менять белые воротники и канты и белую фуражку,а, кроме того, не было теперь и сюртука." (Полковой архив, "Материалы к Полковой истории 5-го гусарскаго Александрийскаго Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Полка, книга 3-я. Columbia University, New York, The Bakhmeteff Archive, S. A. Toporkov Papers). Во всём блеске Полк предстал на Высочайшем смотру в Красном Селе, средств и сил для подготовки не жалели. Александрийцы показали себя великолепно, что было отмечено Императором:"Тост же, сказанный Государем Императором Александрийскому полку, я помню очень точно:"Когда я ехал сюда, я думал найти полк в блестящем состоянии, но то, что я увидел, превзошло все мои ожидания. Я пью за здоровье славных Александрийских гусар. За ваше здоровье, господа." Мы, конечно, отвечали громким "ура"." (Полковой архив, Воспоминания С. А. Топоркова, Columbia University, New York, The Bakhmeteff Archive, S. A. Toporkov Papers). Великий Князь Николай Николаевич дал обед в честь Полка. "Великий князь поднял бокал, махнул рукою цыганам, которые тотчас исполнили нашу полковую песню "Марш вперед, трубят поход, Чёрные гусары". Здесь мы поняли, что всё это было устроено Великим Князем для Александрийцев." (Полковой архив, Воспоминания С. А. Топоркова, Columbia University, New York, The Bakhmeteff Archive, S. A. Toporkov Papers). Также Государь интересовался впечатлениями гусар от новой формы. "В это время командир полка подошел к Императрице, а ко мне подошел Государь Император и, обратившись ко мне, спросил:"Удобны ли парадные шапки?" Я, конечно, отвечал, что удобны, однако моя голова и особенно виски болели от неудобного этого твердого головного убора. Затем Государь, показав рукою в сторону уходившего полка, сказал, обратившись ко мне:"Посмотрите, как красив ваш черный доломан Александрийского полка на фоне этой зелени". Я отвечал, что нет красивее доломана Александрийского полка, и на эти мои слова Государь улыбнулся." (Полковой архив, Воспоминания С. А. Топоркова, Columbia University, New York, The Bakhmeteff Archive, S. A. Toporkov Papers). Нужно сказать пару слов о происхождении названий "Чёрные" и "Бессмертные". Первое, конечно, было дано по цвету мундиров, а вторым Александрийцы обязаны фельдмаршалу Блюхеру, будущему победителю Наполеона при Ватерлоо, и нашему герою Отечественной войны и Заграничных походов князю В. Г. Мадатову. "Во время боя у Кацбаха, Александрийцы, с временно командующим полком полковником князем Мадатовым, составляли одну бригаду со своими союзниками немецкими "Гусарами Смерти". После ряда блестящих атак этой бригады, во время проливного дождя и бури, генерал Блюхер, подъехав к Александрийцам, забрызганным грязью "с киверов до пят" поздравил их с блестящей атакой, полагая, что это его "Гусары Смерти". Когда выяснилась ошибка генерала Блюхера, то князь Мадатов доложил, что "Это не "Гусары Смерти", а "Бессмертные"". Блюхер и князь Мадатов. В 1913 году, в столетний юбилей сражения при Кацбахе, Александрийцам Высочайше пожалованы на парадные шапки, вместо Государственного герба, серебряные черепа, совершенно такого же образца, как у немецких "Гусар Смерти". Название "Безсмертные" так укоренилось, что и в официальных случаях это наименование повторялось, так, например: в своих поздравительных телеграммах, Шеф полка Государыня Императрица Александра Феодоровна называла свой полк "Безсмертным", что давало возможность считать это наименование почти законным. Что касается "Чёрных Гусар", то это название весьма часто встречается в совершенно официальных документах. Называя другие полки их настоящим наименованием, Александрийцев называют "Черными Гусарами". Для примера достаточно указать рапорты командующего 3-й Обсервационной армией графа Тормасова" (Топорков С. А. Чёрные "Безсмертные" гусары. Военная быль. № 45, 1960, стр. 15-16). Одна из телеграмм Императрицы:"Не сомневаюсь, что мои славные Александрийцы покажут себя достойными своих предков бессмертных гусар, когда Богу угодно будет" (оборот телеграммы от 18/-1914 года РГВИА, ф. 3597, оп. 1, д. 33, л. 21). Также эти названия использовались во многих песнях и стихах об Александрийцах, например, в знаменитой Полковой песне, написанной в войну 1828-29 годов: "Кто не знал, не видал Подвигов заветных? Кто не знал, не слыхал Про гусар Бессмертных? Марш вперёд, труба зовёт, Чёрные гусары! Марш вперёд, смерть нас ждёт, Наливайте чары!" При общей гусарской форме, 5-й гусарский Александрийский полк имел следующие отличия. Доломан чёрный. Металлический прибор - белый. У офицеров шнуры четырёхгранные серебряные с георгиевской ниткой, гладкие, не филигранные. Наплечные жгуты у всех чинов Полка имели на конце плоскую плетёнку для крепления Шефского вензеля. Вензель был белого металла, образца, установленного ПВВ № 444, 25 июня 1905 года, состоял из соединённых литер "А" и "Ѳ" ("фита"), под императорской короной. Малый вензель на плечевой шнур. Такой же вензель, более крупный, носился на погонах кителя и пальто, в этом случае он мог быть как металлическим, так и шитым. Офицеры носили алые погоны, обшитые серебряным галуном, а нижние чины - алые, с вензелем, нанесённым по трафарету белой краской (при походной форме - защитные с синим вензелем). Плечевой шнур ротмистра и полковника. Художник А. Кузнецов. Плечевой шнур вольноопределяющегося. Художник А. Кузнецов. Погон ротмистра. Горохов Ж. Русская императорская кавалерия. 1881-1917. Collector's Book, 2008. Погон корнета. Художник А. Кияница. Погон младшего унтер-офицера. Художник А. Кияница. Погон и петлица (на шинель) гусара. Художник А. Кузнецов. В 1917 году вензеля августейших особ было приказано снять. Если с офицерскими погонами не возникло технических трудностей, то нижним чинам пришлось повозиться. О грустном и позорном эпизоде рассказывает в своей книге "Через три войны" (М., Воениздат, 1972) Георгиевский кавалер, советский генерал И. Тюленев, служивший в 5-ом Каргопольском драгунском полку: "Полк снова уходил в окопы. На этот раз драгуны сменяли на позициях гусарский Александрийский полк. В этом полку служил мой земляк Петр Лыков. <...> Лыков рассказал мне, что им приказано снять с погон трафарет - букву "А", обозначавшую имя царицы - шефа полка. Старший унтер-офицер Александриец Иван Григорьев (справа) и Каргопольский драгун Иван Тюленев, будущий советский генерал. - Всю неделю соскабливаем краску с погон, а она так впиталась, что ее никак не счистишь, - сетовал Лыков. - Ребята смеются:"Вот беда свалилась на нашу голову. От царя избавились, скинули Николашку с трона, а царицу Александру никак с погон сбросить не можем. Засмеют теперь нас, гусар, драгуны." Да и есть над чем посмеяться. Погоны после чистки стали как тряпки, а метка от трафарета все равно заметна." Об этих же событиях полковник Топорков:"Полки 5-й кавалерийской дивизии стягивались к сборному месту для присяги Временному правительству. Драгуны и уланы уже успели надеть на себя красные банты, о чем было разрешение со стороны командиров этих полков. Однако Александрийцы и казаки выехали как всегда, не украсив свои груди красными тряпочками. Литовские драгуны, увидя Александрийцев без бантов, да еще с Царскими вензелями, возмутились, и стали раздаваться голоса из фронта:"Снять вензеля". На это гусары ответили:"Попробуйте снять". Произошло волнение, и штабс-ротмистр Иваненко Дмитрий (шурин барона Врангеля - К.С.), скомандовал своим гусарам "шашки вон". Приближение к дивизии начальника дивизии генерала Великопольского предупредило катастрофу. Вскоре прибыл из кавалерийского запаса полка унтер-офицер Чихачев, насмотревшийся на "свободу" в тылу, и на одно домашнее эскадронное учение выехал с красным бантом под погоном. Тот же штабс-ротмистр Иваненко поздоровался с эскадроном, подъехал к Чихачеву, стоявшему на правом фланге, и спокойно сказал: - Снять этот красный бант. Чихачев ответил из строя, что теперь свобода и все должны быть в красных бантах. - Снять немедленно, - закричал громко Иваненко. Чихачев не двигался. Тогда Иваненко быстро выхватил из кобуры свой револьвер. Чихачев тотчас снял свой бант" (Полковой архив, Воспоминания С. А. Топоркова, Columbia University, New York, The Bakhmeteff Archive, S. A. Toporkov Papers). Александрийцы вновь надели вензеля Императрицы уже в эмиграции. Иногда они делались из жёлтого металла, против прибора, как полагалось по отношению к почившим в Бозе монархам. Существует ошибочная версия, что вензель носился и на лядунке. Об этом пишет, в частности, А. А. Петровский в своей незаконченной работе "Александрийский 5-й Гусарский Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полк. Краткая история." (рукопись, стр. 61. Национальный музей истории Украины, Киев). Так было с 25 августа 1904 года (ПВВ №510) до 25 июня 1905 года (ПВВ № 444), но он был другого типа, в стиле вензелей Александра I и Александра II. Его носил, с 1896 года, 2-й гвардейский драгунский полк (2. Garde-Dragoner-Regiment Kaiserin Alexandra von Russland). Кстати, немцы прошли всю войну с этими вензелями и были однажды биты уланами Ея Величества. Вензель 1904 г. Из архива А. Шелкоплясова. Согласно ПВВ № 444, 25 июня 1905 года, было велено:"в драгунских полках, где состоят Шефами Государыни Императрицы, вензелевыя изображения Имён Их Величеств на лядунках заменить государственными гербами" (это касалось ещё и 4-го лейб-драгунского Псковского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка). На выставке в музее "Царское село" в сентябре 2010 года экспонировались лядунка и перевязь, атрибутированные, как принадлежавшие офицеру Александрийского полка. На крышке лядунки был, разумеется, герб. Фото с выставки в музее "Царское село" прислал Н. Бордунов. На обшлагах рукавов доломана и по верхнему краю воротника, под шнуром, у обер-офицеров нашивался галун шириной в 5/16 вершка (14 мм). Это отличие, иногда именовавшееся "лейб-галуном", у генералов и штаб-офицеров, имели ещё обер-офицеры только гвардейских гусар и двух армейских полков - 2-го лейб-гусарского Павлоградского Императора Александра III и, с 1912 года, 7-го гусарского Белорусского Императора Александра I (ПВВ № 513). Доломаны штаб-офицеров расшивались как в прочих полках, без особенностей. Мундир обер-офицера. Париж, Musée de l'Armée. | |
| |
Просмотров: 7801 | |
Всего комментариев: 0 | |